Мал, да удал! Кто такой генератор?

Производитель тока

В продолжение темы электрооборудования автомобиля предлагаю поговорить о генераторе. Это устройство в машине, преобразующее механическую энергию в электрическую.Генератор – от латинского generator, что значит производитель. Он является самым активно нагруженным компонентом электрики автомобиля.

Во время движения частота оборотов вала генератора достигает 10-14 тысяч оборотов в минуту. Это самая большая скорость вращения среди всех узлов автомобиля, в 2-3 раза превышающая частоту оборотов двигателя. За последние десять лет мощность генераторов, используемых в автомобилях, существенно возросла. До конца 70-х годов на автомобилях среднего класса преобладали генераторы 500 Вт, сегодня мощность возросла до 800-900 Вт. На автомобилях высшего класса мощность генератора еще на 300 Вт больше, что объясняется наличием приборов повышенного комфорта в салоне, прежде всего, кондиционера. Конструкция генераторов сильно изменилась. Давно ушли в прошлое генераторы постоянного тока и вибрационные регуляторы напряжения. У современных агрегатов уменьшились габаритные размеры и масса, увеличилась отдаваемая мощность.


Разница конструкций

Ведущими европейскими фирмами по производству автомобильных генераторов являются фирмы BOSCH (Германия), VALEO (Франция) и MAGNETI MARELLI (Италия). Фирма Bosch комплектует своими генераторами не только немецкие автомобили, их агрегаты можно встретить на американских авто. Европейские автомобильные фирмы используют и японские генераторы. Но у каждого производителя есть свои конструктивные особенности, различия в устройстве. Генераторы одного и того же типа могут иметь несколько модификаций, которые отличаются присоединительными размерами, включая приводной шкив и внешние выводы, способы защиты от загрязнения и повышенной температуры в подкапотном пространстве, размеры подшипников, уровень регулируемого напряжения, защита от перенапряжений в бортовой сети. Модификацию отличает, например, у Bosch десятизначный номер 0 120 489 975, который будет находиться на наклейке, расположенной на цилиндрической части задней крышки генератора. Зная этот номер, по специальным программам, можно определить, на каких моделях автомобилей должен стоять именно этот генератор, соответствует ли его мощность той, которую рассчитал для данной модели завод - изготовитель. Можно разложить генератор на комплектующие и без ошибок определить, какой ротор или реле понадобятся для реанимации агрегата. Это важно определить точно, потому что электрическая схема генератора и отдельные элементы конструкции могут отличаться даже внутри одного типа агрегатов. У каждого производителя есть 5-7 реле регуляторов или диодных мостов практически одинаковых на вид и совершенно разных по содержанию. Всегда пугают «маньяки», которые из импортных генераторов путем вживления русских деталей создают гибриды-уродцы. Любой японец, увидев такое произведение искусства, сделал бы себе харакири, ибо зрелище иногда бывает жуткое. При современном развитии рынка автодеталей нет необходимости что-либо переделывать, но если только из экономии (дешевле сразу купить русский автомобиль). Чаще всего устанавливают отечественные реле-регуляторы. Но! Характеристики импортных реле гораздо ближе к идеальной, чем у русских реле-регуляторов. При работе двигателя на холостом ходу регулятор «японца», к примеру, выдает такие напряжение и ток на обмотку возбуждения, что в сети автомобиля устойчиво держится 14,2 вольт. Если двигатель раскрутить до 3000 оборотов в минуту, в сети опять будет 14,2 вольт, если включить фары – те же 14,2 вольт на всех оборотах. Наши «релюшки» на это просто не способны. Хотя их можно установить на импортный генератор, но русский реле-регулятор будет или недозаряжать аккумуляторную батарею, или перезаряжать ее, в зависимости от того, как он отрегулирован. Кроме того, это будет зависеть еще и от числа оборотов двигателя и количества включенных потребителей.


Главное – диагностика!

Генератор представляет собой сложное устройство. В его ремонте немаловажно установить причину поломки, то есть важна точная диагностика агрегата, которую можно провести, имея специальное оборудование. Доверяйте ремонт профессионалам! Ибо все эксперименты проводятся за ваши деньги. Как-то раз приходилось наблюдать за заменой подшипника у горе-мастера в «гаражном сервисе». Чудо-электрик решил, чтобы снять подшипник, нужно просто отпилить часть вала ротора вместе с подшипником. Результатом этого ремонта стала покупка нового ротора, хотя старый до ампутации был вполне бодрым. Немного подробнее о подшипниках. Это наиболее быстро изнашиваемая деталь генератора, наряду со щетками и сальниками. Развалившийся или заклинивший подшипник один не умирает, он убивает крышку, ротор и статор, а это уже совсем другие деньги. Информация для любителей забивать старые подшипники новой смазкой. Цитирую дословно выдержку из книги «Эксплуатация автомобилей ВАЗ», вышедшей в 1982 году: «…Ротор вращается в двух шариковых подшипниках закрытого типа, смазка в которых закладывается при их изготовлении и пополнения при эксплуатации не требует». Еще в позапрошлом веке было известно, если подшипник шумит, его нужно просто выкинуть. Через каждые 100 тысяч километров пробега, а при эксплуатации автомобиля на грязных и пыльных дорогах через каждые 50 тысяч, необходимо делать профилактический ремонт агрегата с проверкой и, если нужно, заменой контактных колец, щеток, подшипников, мытьем и чисткой генератора от угольной пыли и попадающей в него посторонней грязи и т. д. Наряду с этим следует следить за состоянием аккумуляторной батареи. Старый аккумулятор поглощает всю энергию, которую может выдать генератор. В режиме непрерывной работы на полную мощность генератор долго не протянет.

© 2016 Центр Агрегатного Ремонта